Лунная гонка представляет собой малоизученную область, поскольку считалось, что многие события 60-х годов прошлого века шли своим чередом и никак между собой не были связаны. А некоторые из них вообще покрыты ореолом таинственности. Так, например, указывается, что начало советско-американского сотрудничества в космической сфере пришлось не только на разгар лунной гонки (1967 год), но и на период ожесточённых боёв во Вьетнаме, к которым, как известно, обе страны имели непосредственное отношение и, более того, были в них противниками. Но кто стоял за этим сближением и кто конкретно вёл переговоры?
Очевидно, скрытые от посторонних глаз советско-американские контакты проявились в полной мере после избрания президентом США Никсона в ноябре 1968 года и прихода в администрацию Генри Киссинджера. Смена власти в Белом доме немедленно принесла свои плоды – СССР стал затягивать с пилотируемым облётом Луны, зато американцы заявили о его осуществлении. По одному событию трудно определить синхронность действий, поэтому продолжим исторический экскурс.
Во Вьетнаме, как упомянуто выше, идёт война, в которой столкнулись основные геополитические конкуренты: СССР и США. Но если предположить, что между ними происходит скрытый торг, то так или иначе он должен был проявиться, в том числе и в самой горячей точке планеты.
Здесь надо напомнить, что в 1968 году основные силы Вьетконга были разбиты, и США переключились на подавление армии Северного Вьетнама. Казалось бы, для развития успеха необходимо было уничтожить северо-вьетнамские базы снабжения и перекрыть "тропу Хошимина", но американцы не торопятся и передают "бразды правления" вьетнамским союзникам. А в июле 1969 года и вовсе начинают вывод войск. Совершенно случайно в этом месяце происходит шоу с "Аполлоном-11", и СССР посещает сотрудник НАСА Фрэнк Борман.
Случайно ли американцы в одни и те же дни демонстрируют провал во Вьетнаме и выигрыш в лунной гонке? Тоже можно сказать "всякое бывает…". Кто сейчас вспомнит, когда американцы вновь заявили о себе во Вьетнаме? А случилось это – да-да, вы не поверите! – в дни завершения шоу "Аполлон-17" (последнего из программы "Apollo"). 19 декабря 1972 приводнился "Аполлон" и в этот же день были нанесены первые бомбовые удары по Ханою. Сама же операция "Linebacker II" началась 18 декабря, когда основная часть шоу "Аполлон-17" была уже сыграна. Операция длилась 10 дней и завершилась полным успехом, что вынудило Северный Вьетнам сесть за стол мирных переговоров.
С июля 1969 года по декабрь 1972 года американцам пришлось несладко. Всё это время они не предпринимали активных действий, а только едва-едва сдерживали натиск сил Вьетконга и Северного Вьетнама. Когда же руки у них оказались развязанными – с завершением лунных "миссий" - то ярость и жестокость были явлены миру во всей своей красе, не оставляющей сомнений в реальной военной мощи США.
Бомбардировщик B-52 ВВС США в небе Вьетнама.
Посадив враждующие стороны – Северный и Южный Вьетнам - за парижский стол переговоров, США демонстративно покинули Вьетнам. Здесь, видимо, сказалась позиция СССР, который не потерпел бы возобновления полномасштабных боевых действий во Вьетнаме, шедших до начала "лунных миссий" "Аполлонов". СССР имел в своих руках мощный рычаг давления, которым вовсю пользовался. Как нетрудно догадаться, речь идёт о договорённостях по Луне. В соответствии с ними Вьетнам "достался" СССР и влился в социалистический лагерь, став его членом.
Итак, с Вьетнамом можно констатировать следующие совпадения:
1. Перед началом "лунных миссий" "Аполлонов" активные военные действия во Вьетнаме прекращаются (1968 год).
2. Перед началом центрального действия шоу "Аполлонов" - "высадкой" на Луну – США выводят из Вьетнама значительную часть своего контингента (июль 1969 года).
3. В течение нескольких лет, когда проходили "лунные миссии", США отдают инициативу Вьетконгу и Северному Вьетнаму, ведя преимущественно оборонительные бои.
4. США проводят одну из крупнейших операций за весь период войны во Вьетнаме непосредственно в момент окончания "лунных миссий" (18 декабря 1972 года).
С точки зрения СССР, Вьетнам положительно сказался на имидже социалистической системы и принёс ощутимые геополитические плоды: Вьетнамом последовали Лаос и Камбоджа. Хотя впоследствии Камбоджа доставила множество хлопот, но это уже другая история.
Но вряд ли Вьетнам можно считать достаточной платой за Луну. Во-первых, поддержка дружественных режимов требует значительных затрат. Во-вторых, СССР сам испытывал экономические трудности, и лишняя обуза была ему весьма не кстати. В-третьих, "вьетнамский приз" был растянут во времени и до 1973 года его будущий обладатель находился в состоянии неопределённости. Поэтому логично предположить, что список бонусов, полученных СССР за Луну, должен быть в материальном плане более ощутимым.
К таким бонусам, безусловно, относится КамАЗ. В 60-х годах СССР стал испытывать острейший дефицит в большегрузном автотранспорте, поэтому возникла потребность в строительстве нового завода. Но дела шли, как обычно, не шатко и не валко – не могли найти место под строительство, не было средств на начало долгостроя ("долгострой", если кто не помнит, - обычное состояние советской стройки, растягивающейся на десятилетия), конструкторы, опиравшиеся на имевшуюся в СССР техническую базу, были не в состоянии предложить современную модель грузовика. И помощь неожиданно пришла… из США, предоставивших свои модели грузовиков для копирования:
"Пятидесятилетний Анатолий Маврикиевич, ностальгирующий по временам работы над ЗИС-150 и КАЗ-585 (как из вестно, созданных на основе грузовых International), настоял на International-110 в качестве прототипа для камского автомобиля ... Для своего времени International-110 были самыми распространенными грузовиками среднего класса в США".
Американский грузовик "International-110".
Базовой моделью для будущих КамАЗов был выбран International из серий 110 и 220, после чего работа закипела (там же):
"13 декабря 1969 года на берегу Камы вынули первый ковш грунта, грандиозная стройка началась.
...
К сентябрю 1972 года начинается поставка оборудования: из Москвы уже поступили токарные станки, из Саратова – внутришлифовальные, из Воронежа – ковочные молоты. Первые заказы выполнили ГДР и Швейцария, идут поставки из Италии, Англии, США и других стран.
В это время на строительстве Камского автозавода побывала группа американских журналистов, представлявших ведущие издания США – "Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост", "Балтимор Сан" и др.".
Можно сказать, из дружественной (в затруднении - в кавычках писать или нет?) страны в СССР прибыла инспекция.
Оборудование для КамАЗа поставляли около 700 зарубежных компаний, в том числе из США и Японии. Есть также неподтверждённые сведения о том, что США открыли для СССР кредитную линию под строительство завода. Действительно, из-за падения экспорта поступление иностранной валюты в СССР сокращалось катастрофическими темпами, и строительство такого завода ему было не по карману, а тут ещё огромные траты на лунную программу и всё раскручивающуюся гонку вооружений.
Откуда СССР мог взять валютные средства, если его продукция неконкурентоспособна, а на экспорт в западные страны нефти и газа США наложили эмбарго? Но, как известно, США делают широкий жест и снимают эмбарго. Причём "совершенно случайно" это происходит в 1968 году - советский газ пошел в Австрию. За ней последовали Германия, Франция и Италия. И вскоре выяснилось, что мощностей трубопроводов не хватает, поэтому пришлось срочно достраивать нефте- и газопроводы. По "случайному совпадению" строительство нефтепровода "Дружба-2" началось в 1969 году и в том же году советское внешнеторговое объединение "Союзнефтеэкспорт", специализировавшаяся на продаже природного газа за рубеж, приступило к двусторонним переговорам о начале поставок газа в ФРГ. Как бы там ни было, плодотворные совместные усилия США и СССР помогли стране советов с валютной выручкой на долгие годы вперёд.
Нефтепровод "Дружба".
Острейшую проблему для СССР представляло также отставание в области электронной техники и внедрения цифровых технологий. Кибернетика, будучи теоретической дисциплиной, не могла решить задачу с выпуском в СССР конкурентоспособных электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Нужны были конкретные разработки, учитывавшие существующую в СССР элементную базу, которая, кстати, отнюдь не блистала. Положение усугублялось упомянутым выше эмбарго - наложенным запретом на поставки в СССР и страны соцлагеря высокопроизводительных компьютерных машин. И вдруг "гордиев узел" компьютерных проблем разрубается одним махом. Произошло это в те же дни, когда "на берегу Камы вынули первый ковш грунта" под фундамент будущего завода КамАЗ:
"Ровно сорок лет назад, 18 декабря 1969 года, состоялось историческое заседание коллегии Министерства радиопромышленности СССР, которое кардинально изменило вектор развития отечественной вычислительной техники. Споры о том, были ли принятые решения правильными и необходимыми, или ошибочными и принятыми из расчета получения сиюминутной выгоды, идут до сих пор".
О чём спорили высокие чиновники и лучшие умы СССР? На самом деле спора как такового и не было (там же):
"упомянутое совещание 18 декабря, на котором присутствовали почти все, кто тогда имел отношение к руководству разработками в этой области, директивно постановило ориентироваться на IBM/360. То, что техдокументацию и ПО придётся фактически воровать, а IBM/360 – разработка 1963-64 года, и решительно устарела уже к моменту совещания, никого не остановило".
Американская ЭВМ "IBM-360"
Но ничего воровать не пришлось, т.к. США неожиданно разрешили продажу машин IBM-360/370 своему геополитическому врагу. "Враг", не долго думая, скопировал эти машины, положив начало серии ЕС-ЭВМ. Немного поздней США продали в СССР ЭВМ "DEC PDP-11", из которой на родине победившего социализма родилась серия СМ-ЭВМ.
"Устарела эта техника или не устарела" – тема для демагогических рассуждений. В СССР ничего подобного не было ни на бумаге, ни в металле, а дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Поэтому спорить тут совершенно не о чем. Интересно другое: одна сторона спорщиков, почуяв подвох со стороны мирового угнетателя пролетариев, сообразила верно – твой враг пошел тебе навстречу не просто так. Но она даже представить себе не могла, что стоит за этим событием!
Оставался ещё один важнейший вопрос, наводивший тоску на руководителей СССР. Речь шла о гонке вооружений, вытягивавшей из СССР огромные ресурсы, что негативно сказывалось на уровне жизни населения и состоянии экономики в целом. Тема достаточно сложная и весьма щекотливая. Делать щедрые подарки своему противнику никто не хотел, да и в мыслях не держал. После длительных переговоров в Москве и Вашингтоне, проводившихся лично Киссинджером, была выработана концепция стратегического паритета, причём на сравнительно низком, но приемлемом для обеих сверхдержав уровне. Итогом этой работы стало заключение договора ОСВ-1, а за ним последовала еще серия соглашений, ознаменовавших так называемую "разрядку напряженности". Осталось упомянуть об очередном совпадении: переговоры начались 17 ноября 1969…
Продолжим список "странных" совпадений:
5. В 1968 году США снимают эмбарго на экспорт из СССР в страны Запада энергоресурсов – нефти и газа. В тот же год газ пошел в Австрию.
6. 13 декабря 1969 года на берегу Камы, при непосредственном участии США, началось строительства завода КамАЗ.
7. 17 ноября 1969 между СССР и США стартовали переговоры об ограничении стратегических вооружений.
8. 18 декабря 1969 года заседание коллегии Министерства радиопромышленности СССР директивно постановило ориентироваться на IBM/360, т.е. речь шла о полном копировании американской ЭВМ семейства IBM/360.
9. В 1969 году начато строительство нефтепровода Дружба-2, увеличившего впоследствии экспортные возможности страны более чем в два раза.
10. В 1969 году начались переговоры двусторонние переговоры о начале поставок газа в ФРГ и в этом же году советский экспортный газ пошел в Италию.
Апофеозом сближения США и СССР стал совместный полёт "Союза" и "Аполлона" с последующей стыковкой на орбите:
Экипажи ЭПАС: Д.Слейтон, Т.Стаффорд, В.Бранд, А.Леонов, В.Кубасов. 1975г.
Но что послужило фундаментом для столь тёплых отношений, учитывая тот факт, что обе страны de facto ведут между собой войну во Вьетнаме? Причём характер потепления демонстрирует явную однобокость - одна сторона делает одолжения другой и взамен как бы ничего не получает.
Чтобы расставить все точки над "i" в вопросе об односторонних уступках и необъяснимых подарках, приведём ещё один пример, касающийся темы личных взаимоотношений руководителей США и СССР. Дело в том, что Брежнев хоть и переживал за страну, но имел слабости, которые в те времена квалифицировались как идеологически чуждые и недостойные облика строителя коммунизма. Речь вот о чём:
- В 1971 году Никсон дарит Брежневу "Кадиллак". Непонятно за какие заслуги, ведь они ещё даже ни разу не встречались.
- В 1972 году Брежнев получил в подарок от Никсона ещё одну машину, "Кадиллак Эльдорадо":
"Кадиллак Эльдорадо" 1972 года выпуска.
Причём Брежнев сам попросил об этой услуге. Выходит, американцы были у него в долгу. А как ещё объяснить эти пикантные отношения?! В довершение темы "Кадиллака Эльдорадо" маленький штрих: "Кадиллак" изготавливают по личному заказу Брежнева и доставляют в Москву транспортным самолётом ВВС США. Если брать по меркам сталинской эпохи, то это тянуло на измену родине с причитающейся высшей мерой наказания.
- В 1973 году Брежнев снова просит у Никсона машину – теперь уже "Линкольн Континеталь". Стоит ли говорить, что спецзаказ выполняется в кратчайшие сроки и безвозмездно.
Леонид Брежнев поднимает тост за здоровье Ричарда Никсона, 1973 год.
Всё это выглядит нелепо и даже фантастически, если предположить, что за приведённым списком "случайных совпадений", подарками Брежневу и уступками со стороны США ровным счётом ничего нет. На самом деле мы имеем дело со списком улик, доказывающих, что США добросовестно ОПЛАТИЛИ услугу, оказанную Советским Союзом и лично товарищем генеральным секретарём. При этом с полной уверенностью можно утверждать, что, в случае отказа генсека сотрудничать с США, не было бы никаких "лунных миссий", поскольку СССР обладал всеми возможностями для разоблачения лунных афер и без его поддержки никто, находясь в здравом уме и доброй памяти, не решился бы на подобную беспрецедентную фальсификацию.
Что человечество сегодня знает о "покорении" Луны? Только то, что рассказали и показали ему американцы. Сотни килограммов лунного грунта, якобы доставленных на Землю, хранятся за "семью печатями" и недоступны для изучения. Те ничтожные количества, которые фигурируют в разных отчётах, вполне могли быть получены с помощью автоматических станций. Большой массив фото- и видеодокументов, отснятых в ходе "миссий" вызывают множество недоуменных вопросов, из-за чего защитники НАСА вынуждены признать, что некоторые материалы "доснимались в Голливуде", чтобы представить их в лучшем виде. Этой же версии придерживается и Алексей Леонов. Правда, тут же возникает вопрос: если в США смогли изготовить лунные кадры, в реальность которых поверили, то почему бы не заснять в Голливуде все миссии целиком? Зачем куда-то летать, если лунный грунт можно получить с помощью автоматических станций, а видео- и фотоматериалы снять в земных условиях?
Ни в чём не убеждают и снимки от программы LRO – это очередная серия американских "свидетельств", легко изготавливаемых на любом компьютере. Ни одна страна в мире не заявила об обнаружении на Луне с помощью своих космических аппаратов следов миссий "Apollo", и что более всего удивительно, ни СССР, ни его правопреемница Россия никогда не проявляли интереса к проведению инспекций Луны, чтобы своими глазами увидеть то, о чём так красочно рассказывают американцы.
Но, учитывая вышеизложенные обстоятельства, становится понятно: ничего удивительно в том, что Россия покрывает НАСА, нет.
6 января 2010г
Комментариев нет:
Отправить комментарий